Главная \ Прокуратура информирует \ За нарушение правил, регламентирующих рыболовство предусмотрено административное наказание в виде штрафа с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных, биологических ресурсов или без таковой

За нарушение правил, регламентирующих рыболовство предусмотрено административное наказание в виде штрафа с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных, биологических ресурсов или без таковой

« Назад

16.06.2016 09:11

Согласно 1.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон) водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

В соответствии со ст.2 Закона законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на таких принципах, как:

-                            учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;

-                          приоритет сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Из содержания ст.3 Закона следует, что законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов состоит из Закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации принимает постановления, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в пределах полномочий, определенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно ст.5 Закона законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

В силу п.п.1, 3 ст.6 Закона действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации и сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Из содержания ст.7 Закона следует, что участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

В соответствии с ч,ч.1, 2 ст.43.1 Закона правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В силу ч.4 ст.43.1 Закона правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Приказом Минсельхоза России от 22.10.2014 № 402 утверждены Правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила).

В соответствии с п. 1 Правил, они регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера и их общинам, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации.

Согласно п.2.1 Правил Обь-Иртышский рыбохозяйственный район включает в себя реку Обь с ее притоками, старицами, сорами и водохранилищами, а также водные объекты рыбохозяйственного значения на территориях и Ямало- Ненецкого автономных округов.

Река Обь с ее притоками относятся к миграционным путям к местам нереста и к местам нереста лососевых, сиговых и осетровых видов рыб.

Из п.3 Правил следует, что Правила регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в целях осуществления промышленного рыболовства, а также рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство).

В силу подп.15.2 п. 15 Правил при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретных и закрытых районах добычи (вылова) и в запретные для добычи (вылова) сроки (периоды).

Из содержания подп. «в» п.п.21.2.1 и 21.2 запрещается добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов с 1 августа до распадения льда - в реках Сыня, Войкар и Танью, за исключением добычи (вылова) щуки, язя, леща, ерша, плотвы, карася, окуня, ельца (мегдыма) и налима.

В силу п. 15.3 Правил при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям иметь на рыбопромысловых участках, находящихся в районах (местах) добычи (вылова) водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах.

Согласно п. 15.4.3 Правил в случае добычи (вылова) запрещенных видов водных биоресурсов либо превышения разрешенного прилова водных биоресурсов, не указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, на которые установлен общий допустимый улов (далее - ОДУ), они должны с наименьшими повреждениями, независимо от их состояния, выпускаться в естественную среду обитания.

При этом юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане обязаны отразить свои действия в судовых документах и промысловом журнале.

Кроме того, согласно п.15.4.6 Правил при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать нахождение ставных сетей в воде, считая с момента полной их установки, зафиксированного в промысловом журнале, до момента начала их переборки или выборки на берег или борт судна (застой сетей), превышающее 72 часа - с 1 сентября по 30 апреля, то есть более 3 суток.

Также, в силу п.9.1 Правил при осуществлении видов рыболовства, указанных в п.3 Правил (за исключением любительского и спортивного рыболовства) юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность, а именно в промысловом журнале.

В соответствии с ч.2 ст.8.37 Ко АП РФ - нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде - административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.