Главная \ Прокуратура информирует \ По постановлениям прокуратуры Шурышкарского района за нарушение порядка ценообразования к административной ответственности привлечены предприниматели и потребительское общество

По постановлениям прокуратуры Шурышкарского района за нарушение порядка ценообразования к административной ответственности привлечены предприниматели и потребительское общество

« Назад

29.12.2015 03:43

Прокуратурой Шурышкарского района проведена проверка соблюдения законодательства о ценообразовании на внутреннем продовольственном рынке.

Согласно ст.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 381) названным законом определены основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее - торговая деятельность). Целями Закона № 381 являются:

-        обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

-     обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения:

В силу ст.З Закона № 381 правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 381, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 Закона № 381 государственное регулирование торговой

деятельности осуществляется посредством:

установления требований к ее организации и осуществлению;

-   антимонопольного регулирования в этой области;

-   информационного обеспечения в этой области;

-    государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

В силу ст.6 Закона № 381 органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:

-   реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

-   в соответствии с настоящим Федеральным законом разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;

-         установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации;

-     проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

-   разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

-   иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

В соответствии со ст.9 Закона № 381 торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары;

В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 № 530 утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

Закон ЯНАО от 14.12.2007 № 124-ЗАО «Об установлении цен (тарифов) и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за их применением в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее - ЗАО № 124) согласно ст.1.1 регулирует отношения, связанные с формированием, установлением в автономном округе цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг) и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) за их применением в автономном округе.

В соответствии с п.4 ст.2 ЗАО № 124 субъекты регулирования - юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие регулируемые цены (тарифы) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа.

В силу п.1 4.2 ст.6 ЗАО № 124 субъекты регулирования обязаны соблюдать установленный порядок ценообразования.

Согласно ст. 10 ЗАО № 124 ответственность за нарушение норм ЗАО № 124 устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа об административных правонарушениях.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и в соответствии с ЗАО № 124 постановлением Правительства ЯНАО от 04.02.2015 № 100-П введено государственное регулирование и установление предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск» и установлены предельные максимальные торговые надбавки к ценам закупа на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск, согласно приложению № 2 к указанному постановлению (далее - Перечень надбавок).

Проверкой установлено, что в нарушение требований постановления Правительства автономного округа «О введении государственного регулирования и установлении предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск» индивидуальным предпринимателем в магазине «Марина» молоко реализовывалось с завышением установленной предельной надбавки на 20,7%, картофель - на 115,7%, яйца куриные - на 9,8% и т.д. Индивидуальный предприниматель завысил в магазине «Теремок» цену на молоко на 6,65 рублей. В магазинах потребительского кооператива «Мужевское потребительское общество» чай черный байховый реализовывался с завышенной торговой надбавкой в размере от 2,1 до 31 %.

В этой связи, прокуратурой района в отношении индивидуальных предпринимателей, потребительского общества и его должностного лица были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ (завышение установленных надбавок (наценок) к ценам).

По результатам их рассмотрения заместитель директора департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО назначил ИП Алиеву административное наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей, ИП Витязеву - 25 тыс. рублей, председателю Мужевского потребительского общества Елемесову - 50 тыс. рублей, потребительскому обществу -784 рубля.

В настоящее время надбавки на товары приведены в соответствие с действующим законодательством.